Правила формирования зарплат чиновников не отвечают потребностям рынка
Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ» зарплата регионального чиновника складывается из должностного оклада, оклада за классный чин, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. Но регионы вольны самостоятельно определять размеры денежного довольствия служащих. Поэтому часто возникают перекосы, причем зачастую даже в рамках администрации одного региона.
Например, годовой заработок министра здравоохранения Новосибирской области составил 7,6 млн рублей (здесь и далее приведены цифры по итогам 2017 года. – Авт.), министра культуры - 4,4 млн, а министра строительства – всего 1,8 млн рублей.
То же самое наблюдается в Нижегородской области: глава минфина заработал за год около 4,9 млн рублей, а министр транспорта и автомобильных дорог – всего 1,9 млн. При этом у половины министров годовой заработок составил около 3 млн рублей.
А вот в Алтайском крае разница в зарплатах высших чиновников почти не бросается в глаза: у министра здравоохранения - 2,3 млн рублей, а у министра строительства, транспорта и ЖКХ - 2,4 млн.
Довольно пестра и арифметика формирования чиновничьих зарплат.
Например, в Татарстане ежемесячное денежное вознаграждение министра установлено на уровне 39 тыс. рублей, то есть 468 тыс. в год. К этой сумме прибавляется денежное поощрение от президента республики, которое составляет максимум 81,3 тыс. рублей в месяц, или 972 тыс. рублей за год. Итого – максимум 1,44 млн рублей.
По иному формируется зарплата высших чиновников в Республике Марий Эл. Там их заработок складывается из небольшого оклада и кратного ему ежемесячного денежного поощрения. Например, месячное жалованье руководителя администрации главы республики составляет 76,4 тыс. рублей (оклад 11,7 тыс. плюс поощрение в размере пяти с половиной окладов). Итого - 916,8 тыс. рублей за год.
Откуда такая чересполосица? На этот вопрос знает ответ эксперт по социальным вопросам, бывший замминистра труда и занятости населения РФ Павел Кудюкин.
Он говорит, что федеральные власти не могут вмешиваться в порядок формирования зарплат региональных чиновников, поскольку в противном случае это нарушает принцип федерализма. Правда, для высокодотационных субъектов РФ существует отдельное правило: там размер денежного довольствия региональных чиновников не может быть выше зарплат их коллег из федеральных ведомств. Однако это правило сплошь и рядом нарушается.
Эксперт отмечает: «С моей точки зрения, совершенно неправильно, когда лица, работающие на должностях одного уровня, получают денежное содержание разного объема, тем более, если отличие - в разы. Я понимаю, что суммы могут быть разными из-за стажа и особых условий труда, но это не должно давать кратной разницы. И тем не менее разрыв существует».
Еще одна несуразица - очень большой разрыв в зарплатах госслужащих высшего и низшего звена регионов. Например, первый замминистра образования Свердловской области по итогам 2017 года задекларировал доход почти в 4,2 млн рублей, или 350 тыс. в месяц. При этом, по данным Свердловскстата, среднемесячный уровень зарплат на госслужбе в регионе равен 52,3 тыс. рублей. Разрыв - в 6,7 раза. Формально федеральный закон, устанавливающий, что размер окладов руководителей не должен превышать восьмикратного размера средней зарплаты по организации, соблюден, но эксперты, считают, что и такой разрыв чрезмерен.
В связи с этим Павел Кудюкин напоминает: «Есть узкое место всех систем оплаты труда в России: у нас 10 процентов работников с самой высокой зарплатой получают в 14 раз больше, чем 10 процентов работников с самой низкой. Это несправедливо, ведь, как известно из социологии и экономики труда, чрезмерная дифференциация оплаты снижает эффективность труда».
Но стоит ли искусственно уравнивать зарплаты чиновников в разных регионах?
Как считает доктор экономических наук, завкафедрой экономики труда и управления персоналом Уральского государственного экономического университета Руслан Долженко, пытаться слепо уравнивать зарплаты не стоит - всегда нужно отталкиваться от экономических реалий конкретного региона.
Ученый предлагает: «Уравнивать зарплаты чиновников в Москве и Барнауле без учета рыночных факторов бессмысленно: уровень оплаты труда специалистов сильно зависит от территории. Самый оптимальный вариант - отталкиваясь от средней зарплаты на местах, определить «вилку» в зависимости от служебной нагрузки, уровня ответственности и личного вклада сотрудника в дело».
Бизнес давно пошел по этому пути, замечает эксперт. Частные компании используют систему грейдов, которая обязательно предусматривает максимум и минимум зарплаты для работника, занимающего определенную должность. Тот же подход следовало бы использовать и при формировании зарплат чиновников, и только в этом случае можно было бы говорить о справедливости. Однако, сожалеет Руслан Долженко, рыночные подходы в госсекторе пока почти не используются. Вот почему доходы чиновников в регионах так сильно отличаются, даже если эти чиновники занимают одинаковые должности.
Комментарии 0