Новые ограничения прав граждан на обжалование действий органов власти и чиновников
С 15 сентября 2015 г. вступает в силу Кодекс административного судопроизводства (далее КАС) — документ, определяющий новый порядок рассмотрения административных судебных дел.
Только в соответствии с новым порядком граждане и общественные объединения смогут обжаловать законы и другие нормативные акты, подавать жалобы на решения и действия органов власти и чиновников. Мало того, вводятся ограничения на подачу исков по вопросам фальсификации итогов выборов, незаконных видов агитации и незаконных отказов в регистрации на выборах. Граждане смогут вести в суде дела только с участием представителя, обязательно имеющего высшее юридическое образование.
С 15 сентября за проигрыш любого из этих дел на заявителей будет накладываться решение на оплату внушительных судебных расходов. Видимо, такой шаг, по замыслу законодателей, должен полностью отбить у граждан желание отстаивать и защищать свои права.
Что меняет КАС в привычном порядке судебных жалоб граждан?
- Представителями в суде по тем административным делам, которые подпадают под КАС, могут быть только лица, имеющие высшее юридическое образование. Во многих случаях гражданам, защищающим свои права, в судах помогают общественники и активисты, представляя их интересы и фактически ведя процесс вместо них. Формально у большинства из них юридического образования нет — но есть огромный опыт оспаривания в судах дел о незаконной застройке, разрушении исторических памятников, вырубке скверов и парков, нарушениях на выборах, подделке их итогов и многим другим. В соответствии с новым порядком активисты потеряют возможность быть представителями в судах, а гражданам придется вести свои дела или самим (но только если имеется юридическое образование), или оплачивать услуги дипломированных юристов. Очевидно, что найти юриста, который способен эффективно действовать в суде по делам о незаконных действиях властей является довольно сложным деянием.
- Если граждане захотят оспорить в суде регионального уровня или в Верховном суде РФ законы и другие нормативные правовые акты (например, постановления правительства), но сами они не имеют диплома юриста, они смогут вести в суде дело только с участием представителя, обязательно имеющего высшее юридическое образование. «Недипломированному» заявителю бессмысленно приходить в суд: он не сможет лично участвовать в процессе. Не сможет излагать свои аргументы, задавать вопросы ответчикам (представителям органа власти, который принял оспариваемый закон или постановление), вносить ходатайства, и так далее: все это он должен поручить представителю с юридическим дипломом. Теоретически, его могут даже не пустить в зал. Налицо ужесточение положения граждан — защищать свои интересы станет гораздо сложнее.
- Сторона, проигравшая в административном суде, в обязательном порядке будет оплачивать «все понесенные по делу судебные расходы». В них входит оплата экспертов, специалистов и переводчиков (для иностранцев и апатридов), оплата расходов свидетелей, оплата расходов на проезд и проживание сторон и заинтересованных лиц, связанных с явкой в суд, почтовые расходы, оплата услуг представителей и «другие признанные судом необходимыми расходы». Все это касается ведения дела во всех инстанциях — в том числе, апелляционной, кассационной и надзорной. Если заявитель в ходе судебного процесса отказывается от своего «административного иска» — он обязан возместить «административному ответчику» все понесенные им расходы. Таким образом, если гражданин жалуется на действия властей и получает отказ в иске — он гарантированно будет платить за все. За экспертов и специалистов, за проезд и проживание оппонентов и их свидетелей, за услуги привлеченных ими представителей. Которыми могут выступать весьма дорогостоящие специалисты. Если речь идет о незаконном строительстве — инвестор может нанять юристов, а потом предъявить заключенный с ними договор на приличную сумму. Если речь о фальсификациях на выборах — избиркомы, как правило, посылают в суды юристов, специализирующихся на оправдании любых нарушений при голосовании и подсчете или на обоснованиях отказов оппозиционерам в регистрации.
- Наконец, последний важный аспект: закон о введении КАС в действие устанавливает, что дела, не завершенные в судах до 15 сентября 2015 года, будут заканчиваться уже в порядке, предусмотренном КАС. Юристами высказываются мнения, что по многим уже начатым делам будут ненавязчиво «тянуть» до осени, чтобы закончить их по новым, более суровым для граждан, правилам.
Нарушают ли новые правила Кодекса административного судопроизводства конституционное право граждан на однократное получение высшего образования? Ведь после введения в действие КАС многим из нас захотелось бы иметь диплом юриста, однако, свое право на бесплатное высшее образование мы уже использовали.
Комментарии 1
Более того, в соответствии с новым КАС дела, рассмотрение которых начато до 15 сентября, после этой даты должны будут рассматриваться уже по новым правилам. А это уже прямое нарушение Конституции РФ — в соответствии с п. 2 ст. 54 «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением».
А суды теперь будут специально тянуть до 15 сентября, чтобы рассматривать начатые дела по новому кодексу. И обратившийся в суд до этих изменений гражданин будет вынужден нанимать юриста и в случае проигрыша раскошеливаться на оплату судебных расходов, т.е. понесет ответственность за деяние (ведение дела в суде не юристом), которое в момент обращения в суд еще не признавалось запрещенным.
Этот нормативно-правовой акт принят специально, чтобы отбить всяческое желание у граждан спорить с властью в суде, и в нарушение наших конституционных прав. Теперь чиновники могут вообще ничего не делать и ничего не бояться.